Сюрреализм – что это такое в искусстве и жизни

Интересное
Содержание
  1. Сюрреализм или что такое «реальность сквозь сон»
  2. Наследники
  3. Развитие направления в России
  4. Корни идеологии
  5. Отличия от других направлений
  6. Люди с кистью в руке
  7. Магритт
  8. Миро
  9. Эрнст
  10. Бексиньский
  11. Тем временем в США
  12. Нынче
  13. Творчество Сальвадора Дали
  14. Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?
  15. История возникновения направления
  16. 10. Тема насилия, смерти и разложения
  17. Что ещё может значить сюр?
  18. 5. Деформация пространства и предметов
  19. Работы Фриды Кало
  20. Сюрреализм в искусстве: особенности и отличительные черты
  21. Живопись Рене Магритта
  22. Главная идея
  23. Знаменитые сюрреалистичные картины
  24. Скрипка Энгра, Ман Рэй
  25. Материнство, Жоан Миро
  26. Постоянство памяти, Сальвадор Дали.
  27. Кукла, Ханс Беллмер
  28. Ангел домашнего очага, Макс Эрнст.
  29. Корни, Фрида Кало.
  30. Спящая Венера, Поль Дельво
  31. Жертвоприношение солнцу, Джорджо де Кирико
  32. Сын человеческий, Рене Магритт
  33. Заметки для Апокалипсиса, Доротея Таннинг
  34. 11. Абсурдные названия или игра слов

Сюрреализм или что такое «реальность сквозь сон»

Работа с парадоксальным, максимальное дистанцирование от привычных образов и заигрывание с психологическими аспектами всерьез захватили творческую элиту в самом начале ХХ века.

Оригинальное французское слово «сюрреализм» тем не менее впервые прозвучало лишь в июне 1917 года, когда в одном из театров Монмартра состоялась премьера «Груди Терезы», «комической драмы-фарса» известного художника-авангардиста Гийома Аполлинера.

Буквальное значение нового термина напрямую связано с обобщающим значением двух понятийных маркеров — sur- («над, над») и realisme («реальность, реализм»), в результате которых образовались такие понятия, как:

  1. суперреализм;
  2. суперреализм;
  3. сюрреализм.

Однако сам автор предпочитал использовать этот термин в еще более узком смысле — «за пределами реальности». Именно этот тезис возглавил другой француз — талантливый эпатажный поэт Андре Бретон, ставший автором первого «Манифеста сюрреализма», изданного в 1924 году.

Сюрреалистический образ мужчины

Благодаря Бретону началось «официальное» формирование сюрреалистической идеологии у художников и писателей, стремившихся познать глубины человеческого подсознания, чтобы использовать его для отражения иной реальности, уж точно не похожей на обычную.

Итак, используя эти характеристики, можно сделать вывод, что сюрреализм, говоря простыми словами, это особое направление в искусстве, одно из актуальных направлений европейского авангарда, последователи которого пытаются превзойти обыденность существующей действительности и общаться с внешний мир на уровне чистых эмоций.

Наследники

Золотой треугольник сюрреализма составили Сальвадор Дали, Арно Бреке и Эрнст Фукс. Сальвадор Дали, видимо, подражая Людовику XIV, говорил: «Сюрреализм — это я».

Он назначил Эрнста Фукса, австрийского художника и основателя Венской школы фантастического реализма, «преемником престола».

Развитие направления в России

В отличие от импрессионизма, абстрактный сюрреализм не получил широкого распространения в России. Вполне вероятно, что это связано с глобальными политическими, социальными и экономическими преобразованиями, происходившими в стране в 20-40-х годах ХХ века.

Кроме того, в Советском Союзе немедленно пресекались даже малейшие отклонения от идеологического курса правящей партии, рассматривавшиеся как «чуждые советскому народу элементы» и происки Запада, погруженного в капитализм.

Зарождение сюрреализма в России, как самостоятельного течения в искусстве, связано с именем Александра Николаевича Бурганова, специализирующегося на создании причудливых и парадоксальных скульптур. Фантазийные и иллюзорные мотивы прослеживаются и в творчестве советских художников. В качестве примера стоит привести картину «Директор погоды», созданную русским писателем Александром Тышлером. Многие исследователи сравнивают это произведение с творчеством знаменитого Сальвадора Дали.

По характеристике и оценкам некоторых специалистов более поздние работы Казимира Малевича по праву можно отнести к сюрреалистическому направлению («Три девушки»).

Корни идеологии

Что касается собственно процесса формирования этого нетрадиционного движения, то здесь следует отметить важность исторической подоплеки. Прежде всего, уточним, что сюрреализм является своеобразной «платой» за логическое развитие дадаизма, его идейное развитие.

Краткий период распространения дадаизма (около 1915 — 1923 гг.) характеризовался быстрым разрушением канонов традиционной эстетики. А так как они строились исключительно на природной красоте, то постепенно художники сместили сферу внимания с физического мира на психологические измерения.

Немало этому способствовала атмосфера активных событий общественной, политической и культурной жизни, подкрепленная очень популярными в творческой среде теориями психоанализа Фрейда, особенно его аналитическими выкладками по изучению сновидений.

Сюрреализм — это сочетание мечты и реальности. Нелепое и противоречивое сочетание натуралистических образов. Корни этого слова находятся во французском языке (суперреализм). Это художественное направление сформировалось в мире искусства в начале 1920-х годов. Для него характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не отвечающему общепринятым нормам.

Согласно Андре Бретону, сюрреализм — это чистый психический автоматизм, который стремится выразить устно, письменно или каким-либо другим способом реальную функцию мысли, диктат мысли, вне всякого контроля разума, вне всякого эстетического или эстетического моральные соображения.

Стремление поставить духовность поверх материальности толкало последователей нового направления на неожиданные и обычно сложные эксперименты. Например, в начале тридцатых годов особое распространение получило так называемое «автоматическое письмо», когда карандаш или кисть управлялись не разумом, а случайным набором подсознательных реакций.

Нередко для стимуляции творческого процесса многие не гнушались использовать весьма сомнительные приемы, такие как:

  1. погрузиться в транс;
  2. аутотренинг;
  3. профессиональный и любительский гипноз;
  4. различные психостимуляторы.

Некоторые даже использовали эффекты голодания в надежде, что ослабленный организм быстрее спровоцирует состояние, похожее на сомнамбулизм и/или приближающееся к нему.

Хотя с течением времени сюрреалистические образы утратили свою новизну — сначала в изобразительном искусстве, а затем и в литературе — развитие автоматизма и «зрительного обмана» режиссеры продолжали использовать при создании фильмов вплоть до конца 1960-х годов.

Отличия от других направлений

Показать таблицу

Контрольный период Страна происхождения Ключевая идея
Сюрреализм В начале 20 века Франция Мечты, сочетание абстрактных форм и аллюзий.
Футуризм 1910-1920 гг Италия Культ будущего и неприятие прошлого
Экспрессионизм Первые десятилетия 20 века Германия и Австрия Художественный стиль, в котором автор стремится показать не объективную реальность, а собственное субъективное видение (эмоции и реакции) того, что вызывают в нем события и предметы
Модернизм Конец 19 века — начало 20 века Франция Определенный разрыв с существующим историческим опытом искусства, стремление установить в искусстве новые нетрадиционные начала, непрерывное обновление художественных форм
Абстракционизм В начале 20 века Германия Отказ от привычного изображения предметов и явлений в пользу нефигуративных композиций, открывающих «новую» реальность.
Дадаизм 1916-1922 гг Швейцария Самое примитивное отношение к окружающей действительности
Кубизм 1906-1907 гг Франция Слияние простых геометрических фигур.

Люди с кистью в руке

Магритт

Магритт-09.png
— Что такое сюрреализм?

— Это кукушкино яйцо в чужом гнезде.

Диалог между Бретоном и Магриттом

Рене Магритт — бельгиец, который начинал как рекламщик и дизайнер обоев. В детстве он любил гулять по старинным кладбищам с соседской девочкой, где наткнулся на человека с мольбертом, расписывавшего старинные склепы. Эта встреча зацепила мальчика, и он решил стать художником.

Он присоединился к сюрреалистической толпе совершенно от безысходности, ища поддержки — его творчество не пользовалось популярностью, что заставило Рене усомниться в выборе профессии. Хотя Магритт, в отличие от всех сюрреалистов, презирал психоанализ и советовал не искать смысла там, где его нет. Наконец, за это «кощунство» Андре Бретон публично исключил Магритта из своей организации, но Рене не очень расстроился. А через несколько лет тот же бретонец, знавший, что Магритт становится популярным в мире, попросил его вернуться.

Магритт никак не был похож на художника. Он не выносил эпатажа и пафоса, ходил в строгом костюме, как джентльмен из Лондона. Коллеги над ним безжалостно прыгали.

— Рене, ты действительно художник? они спросили.

Вы удивлены, что мой дом чист? Вы знаете, что краска должна падать на холст, а не на ковер? — ответил он невозмутимо. Журналисты были недовольны — в отличие от Дали, Магритт выглядел скучным гражданином и из его жизни, на всю жизнь, не выжать ни скандалов, ни интриг.

Невозмутимые картинки, с невозмутимыми яблоками и котелками на невозмутимом фоне. Теперь святилище и гений всей Бельгии.. Это тоже кошерный музей с нестандартным экстерьером.

1 3 да Производительность Скрывать
  • Одно из самых известных произведенийОдно из самых известных произведений
  • Фирменный стиль Магритта — шляпы, пальто и яблокиФирменный стиль Магритта — шляпы, пальто и яблоки
  • Кто, кто... Орел в плаще!Кто, кто… Орел в плаще!
  • Опасные связи. Рене Магритт.jpg
  • Чёрная магия.jpg
  • ОставатьсяОставаться
  • Фан-артФан-арт
  • Сумка-котелокСумка-котелок

Миро

Миро avatar.png

Сюрреализм поразил мозг не одного испанского Дали. Параллельно с ним прославился еще один его соотечественник, каталонец Хуан Миро. Но то, что он сделал, было гораздо сложнее освоить с первого раза, чем работы Дали. Миро остановился где-то на границе абстракции. Хотя бы небольшое понимание того, что на самом деле изображено на его полотнах, возможно только из названия и при серьезном размахе зрительского воображения.

Человек, не знающий, что он смотрит на сюрреалистическую картину, легко может принять ее за чистые холсты, за арт-брют или за детские каракули, где ребенок точно знает, что он изобразил, а взрослый с большим трудом понимает, что там есть.

Миро ненавидел всякое планирование, ходил на работу вовремя и вел себя как типичный представитель артистической сцены Парижа. И неважно, что нормально питаться можно было только раз в неделю, а в остальное время давиться только финиками, но художник считал себя свободным и счастливым. В мастерской было свалено несколько мягких сумок, на которых его друзья всегда могли спать после очередной бурной пьяной драки. Потом, конечно, все получилось, как только кислое стало модным и стильным трендом, и приносило неплохие дивиденды.

1 3 да Производительность Скрывать
  • Найдите голову каталонского фермераНайдите голову каталонского фермера
  • Портрет. женщинаПортрет. женщина
  • Женщина и птица в лунном свете. Нет, правда!Женщина и птица в лунном свете. Нет, правда!
  • Натюрморт с туфлейНатюрморт с туфлей

Эрнст

Эрнст-макс-аватар.png

Но не такой, как Константин, а такой, как Макс.

Свой путь в глубины подсознания он начал еще в дадаистской тусовке и, как дядя Швиттерс, делал сумасшедшие аппликации из хлама, старых журналов и плакатов. Затем он начал издеваться над классическими изображениями и иллюстрациями. Чтобы понять, ЧТО именно придумал Эрнст, нужно один раз взглянуть на «Сто безголовых женщин» и «Неделю доброты, или 7 главных элементов» Зеркало. Увлечения оккультизмом привели Эрнста к тому, чтобы начать общение с неким ангелом-хранителем, не стесняясь других.

Эрнст в бесконечных поисках нового способа творчества придумал фроттаж — укладывал лист бумаги на рельефную, неровную поверхность, а затем натирал графитом. Получилась случайная и неожиданно случайная картинка. Кроме того, сюрреалисты использовали и другие виды случайных рисунков — например, курение, в результате пятен копоти на бумаге. Кляксы, пятна от чернил, чернил, жир от бутербродов, все началось и закончилось.

Макс не гнушался использовать своеобразный первичный материал для своих произведений — иллюстрации к французскому криминальному чтиву — любовным и криминальным романам, детективам. Такие дешёвые издания я покупал футлярами, что поднимало настроение и мне, и букинистам. Кроме «бульвара» были включены также анатомо-ботанические атласы.

1 3 да Производительность Скрывать
  • Антипапа-Эрнст.jpg
  • Оскорбление чувств верующихОскорбление чувств верующих
  • HEX из недр подсознания ЭрнстаHEX из недр подсознания Эрнста
  • Макс Эрнст.jpg
  • Целебес или слон, подобие слонаЦелебес или слон, подобие слона
  • Ангедуфойер.jpg
  • Бедные рабы, да здравствует революция!Бедные рабы, да здравствует революция!

Бексиньский

Здзислав Бексински 1977a.jpg
Смотрел на картины и боялся художника что творилось у него в голове, если он рисовал такие вещи…

Типичная реакция пользователей на картины Здислава

Польского художника Бексиньского иногда сравнивают с Гигером за мрачность, чудовищность и абсолютную безнадежность его картин. Неподготовленный человек может впасть в ступор и шок. Автор не дал названия своим произведениям, а передал это произведение организаторам выставок и зрителям. Бексиньски никогда не рисовал обложки для метал-групп, но это не помешало ему стать настоящим культом среди металлистов, мрачных блэк-рокеров и депрессивных думеров, регулярно ворующих авторские картины для своих обложек и буклетов.

Несмотря на это, этот пан при жизни остался добродушным, застенчивым и милым человеком, что не спасло его от ножа 17-летнего соседа по дому, решившего убить старого художника за то, что тот не дал денег в долг. Есть версия, что мальчик убил художника вместе с его сообщниками, такими же малолетними мерзавцами. Семнадцати ударов и выдающегося сюрреалиста стало меньше. Сэд, летучая мышь правда.

 

1 3 да Производительность Скрывать
  • Бексинский 03.jpg
  • Некроморфы?Некроморфы?
  • Страшный?Страшный?
  • Бексинский 04.jpg
  • Бексинский 05.jpg
  • Головной краб?Головной краб?
  • Бексинь-10.jpg
  • Здзислав Бексински 1977a.jpg

Тем временем в США

Отдельно стоит остановиться на том, что произошло с сюрреализмом, как только он попал в сферу интересов чисто американских художников. Здесь сюрреализм переформатировался в Magic Realism — сюрреализм, взращенный на американской почве, заточенный под вкус американского зрителя. Здесь он оказался куда более сатиричным, с карикатурностью и оттенком явной провокации.

Американец Пол Кадмус, скандалист, тролль и любитель мужчин, был лидером нью-йоркской сюр-пати. Свою долю славы он заработал дерзостью и волшебным творчеством. Это были 1930-е годы, и нравы в Америке царили куда более прагматичные: с сегрегацией, пристальным наблюдением за нравственностью, благочестием, семейными ценностями и неизменным покреотизмом. Нарисовав флот прибыл! (Матросы на берегу!) Пьяные и некрасивые матросы, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх Кадм навлек на себя гнев высшего командования американского флота, а чиновники, видя пропаганду гомосексуальных отношений, начали методично преследовать автора и возбуждать судебные дела.

Самое смешное, что эта картина, арестованная благодаря яростным адмиральским связям, висела не где-нибудь, а в Морском ведомстве, а затем в доме двоюродного брата президента Франклина Рузвельта и, наконец, до 1980-х годов украшала собой элитных клубов Вашингтона, пока ее адвокаты не протащили ее по судам. Но такая шумиха только сделала артиста и его партию еще более известными. После Второй мировой войны слава Кадма пошла на убыль. К началу 50-х изменился художественный вкус, и в американском искусстве главенствующее место стала занимать абстрактная живопись, а чуть позже в моду вошел поп-арт.

Нынче

Изысканный труп выпьет молодого вина

Из игры «Великолепный труп», в которую играли сюрреалисты

Оптические иллюзии.png

Игорь МорскойДуэт Прощай, молодость! — Сюрреализм Сюрреализм — это уже не советский мультфильм с обилием «халифов-аистов». «Му-та-бор!»

Полная коммерциализация направления пришла практически сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого остальные сюрреалисты люто ненавидели за его безудержную игру перед публикой и огромные деньги, которые он зарабатывал. Перед разрывом с партией Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на земле».

Для большинства артистов Сальвадор стал чем-то вроде Киркорова, поп-музыки, предавшей прекрасные идеалы движения. Бретона, который был уже стариком, яростно раздражали молодые люди, поздно примкнувшие к сюрреализму и ни черта не понимающие в глубоких идеях основоположников движения.

Любое массовое культурное явление рано или поздно либо скатывается к полной коммерциализации, либо чахнет и умирает, как никому не нужный хлам. Сур постигла участь первого варианта. Сейчас, в 21 веке, сюрреализм давно перестал бороться с подсознательной хренью, а занимается бизнесом, зарабатыванием денег, спекулируя на старых принципах и интересе публики к странным образам. Много денег, но мало новых идей? Без проблем. Ведь у нас есть нео-сюрреализм и другие, так сказать, направления, которые можно так хорошо раскрутить и грамотно представить публике.

С другой стороны, если вооружиться гуглом и окунуться в вонючий водоворот современного искусства, можно отследить изменения в скис. С глобализацией и интернетом этот жанр, как и любое культурное явление, размывается и мутирует в разы быстрее, чем 40-60 лет назад.

Что даже хорошо, так это то, что свежая кровь новых идей прибывает быстрее, хотя тенденциозный китч появляется не с меньшей скоростью. Современным детищем сюрреализма и поп-арта можно назвать поп-сюрреализм, ярким представителем которого является дядюшка Тодд Шорр, нашедший свой стиль в изображении популярных мультипликационных персонажей в сильно захватывающих ситуациях с элементами насилия, мультяшных гуро и прочих лакомств.

Эксперты и ценители даже спорят, можно ли считать поп-сюр и low-brow искусство одним и тем же направлением. Хотя сейчас, при стирании жанров, границ и мнений, этот вопрос скорее дело вкуса, чем необходимости. Сюрприз довольно хорошо процветал в дизайне интерьера в Италии.

Стоит упомянуть некоторых современных представителей кислого, хотя им все завидуют и ненавидят: Рафаля Ольбинского, Михаила Хохлачева — поклонника Магритта, Эрнста Фукса, Сафронова, Тецуя Исида, чеха ПЕТЕРА ГРИЧА  и других.

И в заключение вспомним, как Бретон, как бы насмехаясь над неуравновешенными школьниками будущего и простыми психами с оружием в руках, сказал:

Самое простое сюрреалистическое действие — взять револьвер в руку, выйти на улицу и как можно хаотичнее выстрелить в толпу.

«Второй манифест сюрреализма»

Творчество Сальвадора Дали

Одним из самых ярких представителей направления является Сальвадор Дали. В своих работах ему удалось соединить как классические каноны, так и сюрреалистические идеи. Он, как и Фрейд, пытался сразу же после сна с головой погрузиться в работу, записывая яркие образы. Он просто не сохранял их на бумаге с помощью слов, как известный психоаналитик, а воссоздавал на холсте необычные картины, поражающие воображение.

Почему Сальвадор Дали предпочитал творить по утрам, а иногда даже вскакивал ночью?

Живописец считал, что через некоторое время образы начинают тускнеть в сознании, поэтому важно запечатлеть момент сразу после пробуждения, чтобы как можно точнее отразить исходный образ.

Одна из его самых узнаваемых работ — «Постоянство времени». У нее есть еще одно название – «Мягкие часы». На полотне изображены четыре механизма. На дисках, которые словно начали таять в пустыне, мы видим разное время. Образ наводит на мысли о непостоянстве всего происходящего и смертности.

Сальвадор Дали
Сальвадор Дали «Постоянство времени» (Soft Watch)

История возникновения направления

Как новое направление в искусстве движение сформировалось в двадцатых годах прошлого века во Франции. Основоположником этого стиля был Андре Бретон, опубликовавший в 1924 году знаменитый «Манифест сюрреализма».

Сад земных наслаждений
Иероним Босх

Но, по мнению ряда исследователей, характерные абстрактные мотивы можно найти и в произведениях европейских мастеров, живших и творивших в эпоху Возрождения. Наглядным доказательством этой точки зрения можно считать триптих «Сад земных наслаждений» И. Босха, который наполнен причудливыми фигурами, созданными воображением художника.

Сальвадор Дали назвал итальянца Джузеппе Арчимбольдо отцом сюрреализма. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Четыре стихии» и «Времена года», в которых одушевленные и неодушевленные предметы образуют аллегорические человеческие портреты.

Принято считать, что направление сюрреализма, как самостоятельное направление в искусстве, образовалось из французского нигилистического течения «дадаизм». Первая выставка произведений искусства, созданных в новом для того времени жанре, была организована в 1925 году в Париже. Однако уже в начале 30-х годов в направлении начал назревать первый кризис, спровоцированный политическими убеждениями Андре Бретона. После вступления основателя движения во Французскую коммунистическую партию более половины его сторонников покидают движение.

Мировая известность пришла к сюрреалистам благодаря международным художественным выставкам, проходившим в 1936-1937 годах в лучших английских, японских и французских художественных галереях. Несмотря на то, что многие специалисты рассматривают начало Второй мировой войны как официальное закрытие движения, Сальвадор Дали, один из самых известных и выдающихся художников, чье творчество неразрывно связано с этим жанром, довольно успешно продолжает совершенствоваться в этом направления в послевоенный период.

В 40-е и 50-е годы ХХ века картины мастера хорошо продавались и пользовались неизменным спросом у ценителей живописи. Тенденция окончательно растворяется в авангарде в 70-х годах XX века.

10. Тема насилия, смерти и разложения

Смерть и насилие представляли большой интерес для сюрреалистов не как метафизическая проблема, а как часть биологического опыта, преобразующего тело. Кроме того, травматические переживания со временем пришли. Сюрреализм начал развиваться в период между Первой и Второй мировыми войнами, когда росли тоталитарные государства, и люди ощущали угрозу новой катастрофы.

10-1.jpeg
10-2.jpeg
10-3.jpeg
10-4.jpeg
10-5.jpeg

Что ещё может значить сюр?

Словом «сюр» можно назвать и вполне реальный предмет гардероба – венгерский плащ для мужчин. Это важный элемент бунада, который надевают по праздникам и защищают владельца от непогоды. Обычно накидка шьется из белой болотной ткани, имеет классическую форму, щедро украшена вышивкой, а иногда и аппликацией. Каждый рисунок имеет сакральное значение, принося в жизнь здоровье и благополучие.

Также название «Сур» носит деревня в Венгрии и река в Люксембурге.

5. Деформация пространства и предметов

Всем известны «Мягкие часы» Сальвадора Дали, но он был не единственным художником, использовавшим эту технику: деформации в сюрреалистических картинах (а также рисунках и фотографиях) очень распространены. Это делает пространство и предметы незнакомыми, странными. Здесь присутствует нестабильность и волатильность.

5-1.jpeg
5-2.jpeg
5-3.jpeg
5-4.jpeg
5-5.jpeg

Работы Фриды Кало

Непростая жизнь этой всемирно известной мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранились на полотнах. В 6 лет будущая артистка тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатастрофу. Девушка была прикована к постели в течение года. Тяжелой для Фриды стала новость о том, что после этого трагического события она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканец начал рисовать в стиле сюрреализма.

Художник Фрида Кало
Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография

Волнение и страх на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы — она часто создавала автопортреты, на которых изображена в агонии.

Одно из самых известных произведений — «Две Фриды» — было написано в 1939 году после развода с мужем. Слева женщина в европейской одежде, которую художник носил до брака. Справа на ней традиционное мексиканское платье — так художница выражает свою приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее мужа, изменяя свой наряд.

Две Фриды Кало
Картина «Две Фриды”

Сюрреализм в искусстве: особенности и отличительные черты

Идеи сюрреализма смело призывают обращаться к сну и подсознанию к вдохновению — вещам, которые трудно назвать реальностью, но которые невозможно отделить от окружающей действительности.

В то время как на улицах левые группы призывали к свержению власти, в богемных салонах они пытались перевернуть собственные мысли, чтобы освободиться от устаревших представлений о красоте.

Модель в стиле сюрреализм

Это освобождение — и от всех цепей сознания, и порожденной им цивилизации — стало конечной целью сюрреалистов, да и самого сюрреализма — направления, стремившегося перенести мыслительный поток художника на холст без условностей, налагаемых классическим школа.

Вместо строгой логики и строгих связей авторы предлагали зрителю и/или читателю откровенный разговор через ассоциации, активно используя как аллюзии, так и парадоксальные сочетания форм.

Многие работы выдающихся сюрреалистов вообще не предлагают заочного диалога, а просто показывают гротескные или вообще неестественные, внутренне противоречивые миры. Такие картины легко узнать по другим характерным признакам:

  1. неуправляемость (автоматизм) при создании сюрреалистических произведений;
  2. нелепость сочетания реальности и иррациональных образов подсознания;
  3. частое обращение к магическим, ироническим и эротическим мотивам;
  4. шокирующий;
  5. попытка разрушить установленные стандарты;
  6. фантасмагория в таких полотнах — неписаная норма.

Особенно ярко сюрреализм выражен в живописи: например, в работах самого «классического» представителя жанра — эксцентричного испанца, примкнувшего к группе Андре Бретона в 1929 году, — Сальвадора Дали.

Голова изображена Сальвадором Дали

Но еще более необычными можно назвать полотна бельгийского художника, называвшего себя «основателем магического реализма» — Рене Магритта. Удивительная поэзия, животный магнетизм и завеса тайны в каждом сюжете — вот что такое знаменитый «деловой стиль» Магритта.

Поцелуй Рене Магритта

Читайте также: Точка росы: что это такое, таблица, формула, расчет

Живопись Рене Магритта

Бельгийский художник Рене Магритт отрицательно относился к психоанализу в своем творчестве. На его полотнах мы видим знакомые предметы, но с нового ракурса. Одна из главных целей творчества, по мнению живописца, — заставить задуматься зрителя. Как это сделать с искусством? Например, превратить картинку в пазл, а под обычной, казалось бы, картинкой оставить неожиданную надпись «это не он».

Сюрреализм Рене Магритта называют «парадоксальным» — простые вещи с его картин наводят на тревожные и пугающие мысли. Если присмотреться, начинают открываться новые смыслы и тайны, тщательно спрятанные в его произведениях.

Часто на полотнах Рене Магритта можно увидеть человека в котелке. Кто этот таинственный незнакомец? Есть две основные версии:

  1. Некоторые считают, что это всего лишь автопортрет художника.
  2. Некоторые критики считают, что так художник показывает в своем творчестве источник своего вдохновения, который кроется в повседневных вещах и в простых образах.

Рене Магритт
Рене Магритт «Силуэт”

Одна из самых популярных работ художника называется «Влюбленные». Картина написана в 1928 году. На полотне сохранился необычный поцелуй — лица влюбленных закрыты тканью. Рене Магритт дал свои комментарии к большинству картин, но решил никак не объяснять эту работу.

Рене Магритт
Картина «Влюбленные”

Поклонники творчества живописца дали множество интерпретаций. Например, предполагалось, что так передается любовь, которая, как известно, слепа. По другой версии, люди остаются загадками друг для друга даже в моменты близости. По третьему – на картинке серьезные разногласия в отношениях, когда каждый в паре сосредоточен на себе.

Главная идея

Сюрреализм объединил прогрессивную молодежь, искавшую что-то новое в искусстве. Девизами мастеров были жестокое противостояние академизму, анархизму, абсурду, отсутствию каких-либо систем и ценностей, скандалам и отрицанию всего, что было раньше. Использовались иллюзии, аллюзии и парадоксы. А простыми людьми направление воспринималось просто как нечто фантастическое и эксцентричное.

Макс Эрнст. Глаз тишины
Макс Эрнст. Глаз тишины

Основная идея – фантасмагорический сюжет, игра с предметами и явлениями. Из одного предмета создаются другие, фантазия переплетается с реальностью, различные разные предметы объединяются в единое целое. Бессознательные фантазии, половые комплексы, страхи и сумасшествие, возникающие в голове человека, начинают проявляться внешне.

Задача мастера создать что-то сумасшедшее, что удивит зрителя. В этом случае необходимо произвести впечатление, но в отличие от импрессионизма оно не должно быть положительным. Лучшие чувства для художника — это непонимание, отрицание, негатив или даже страх.

Андре Массон. Метаморфозы влюбленных
Андре Массон. Метаморфозы влюбленных

Знаменитые сюрреалистичные картины

Художественные произведения, созданные в жанре сюрреализма, воплощают в себе уникальную фантастическую вселенную, с воображаемыми предметами, явлениями и связями между ними, которые всегда привлекают внимание зрителя, погружая его в зыбкий мир красочных снов и причудливых игр подсознания.

Скрипка Энгра, Ман Рэй

По мнению современных специалистов и критиков, черно-белое коллажное изображение обнаженной женщины по праву можно считать хрестоматийным образцом сюрреалистических картин. Ман Рэй сумел добиться невероятного контраста между молочно-белой спиной женщины и черным фоном.

Отсылкой к музыкальному инструменту стала узнаваемая символика рисунков, нанесенных на мраморную кожу героини. Название произведения не менее аллегорично — не секрет, что у французского художника Энгра, помимо живописи, было два увлечения: женщины и игра на скрипке.

Материнство, Жоан Миро

Это одна из первых картин испанского мастера, выполненная в сюрреалистическом стиле. Работа создана в 1924 году, в ней отчетливо виден узнаваемый стиль автора, где всевозможные геометрические фигуры заменяют анимированные объекты.

Чтобы показать связи между объектами и направления их движения, Жоан Миро часто использует пунктирные или прямые линии.

Постоянство памяти, Сальвадор Дали.

Это полотно также известно под такими названиями, как «Постоянство памяти», «Твердость памяти» и «Мягкие часы». Картина считается канонической для всех сюрреалистов. Сам Дали, вспоминая, как писал свою самую известную картину, говорил следующее.

Однажды из-за чрезмерной усталости у артиста случился сильный приступ мигрени, из-за которого он был вынужден отказаться от похода в кино с друзьями. На ужин Дали решил съесть плавленый сыр. Глядя на сверхмягкое изделие, в сознании художника родилась идея воссоздать на холсте что-то столь же мягкое.

Он отправился в мастерскую и через несколько минут нарисовал на холсте ствол безлистной оливы, но на этом работа остановилась. Решив передохнуть, мастер выключил свет и буквально «увидел» часы, медленно свисающие с обрубленной ветки оливкового дерева.

Кукла, Ханс Беллмер

Ханс Беллмер начал работу над написанием оригинальной серии «сломанных» кукол еще в 1933 году. Примечательно, что идея создать одну из самых известных сюрреалистических картин пришла автору во время игры со своим двоюродным братом.

Как отмечал сам художник, когда писал произведение, он ставил перед собой цель раскрыть застенчивые, глубокие мысли маленьких девочек, которые с бездетной жестокостью вносят в забаву невинных «тень уродства» и любовь, граничащую с ненавистью дети.

Ангел домашнего очага, Макс Эрнст.

Невероятно мрачная и атмосферная работа скрывает в себе страшную метафору из конца 30-х годов прошлого века. Как и многие другие творческие люди того времени, Эрнст ясно видел, сколь губителен фашизм, и всеми фибрами души чувствовал приближение кровопролитной Второй мировой войны. Главным героем произведения стал выразительный монстр в пестрых лохмотьях, олицетворяющий фашистский режим.

Корни, Фрида Кало.

Картина написана в 1943 году Фридой Кало, которая считается одной из самых дорогих художниц ХХ века. Из-за травмы позвоночника талантливая, харизматичная и очень красивая женщина оказалась прикованной к постели, что невероятно тяготило ее неугомонную, творческую натуру. В произведении «Корни» она постаралась изобразить все нравственные, нравственные и физические страдания, на которые обрекла ее неизлечимая болезнь.

Спящая Венера, Поль Дельво

Delvaux был введен в конце Второй мировой войны. После долгого путешествия по Италии Пол проникся многовековой архитектурой этой страны, что привело его к созданию целой серии сюрреалистичных городских пейзажей.

Обнаженная Венера была изображена мастером маслом в окружении древнего города и загадочных фигур, одна из которых представляла собой полуистлевший скелет.

Жертвоприношение солнцу, Джорджо де Кирико

Итальянский сюрреалист Джорджио де Кирико писал в трех основных форматах — пейзаж, натюрморт и автопортрет — и сочетал в своих работах неуместные, абстрактные объекты и множество геометрических зданий. Целая серия картин художника посвящена неповторимой и такой далекой красоте солнца и луны, которые связаны между собой вездесущими электрическими проводами. Создается впечатление, что светильники обмениваются друг с другом энергией, наполняя окружающее помещение теплом.

Сын человеческий, Рене Магритт

Картина была создана бельгийским мастером в 1964 году и стала последней работой в творчестве художника. Причудливое сопоставление контуров и фактур различных предметов, образующих при ближайшем рассмотрении человеческие лица, стало авторской «фишкой» сюрреалиста.

Лицо магриттовского «Сына Человеческого» скрыто зеленым яблоком, явно отсылающим зрителя к библейской легенде об Адаме и Еве. Автор уверен, что в человеческой природе таится непреодолимое желание познать невидимое, при этом мы не обращаем внимания на то, что на самом деле находится прямо перед нами.

Заметки для Апокалипсиса, Доротея Таннинг

Жена Макса Эрнста, Доротея Таннинг, продолжала создавать картины в жанре сюрреализма вплоть до 80-х годов прошлого века. После смерти любимого мужа художница переезжает на ПМЖ в Нью-Йорк, где пишет впечатляющие работы, наполненные спутанными конечностями и хвостами.

Картина «Записки к Апокалипсису» написана под впечатлением воскресного обеда. Искусно вышитое полотно напомнило Доротее некую сетку, пытавшуюся создать видимость порядка в окружающей ее комнате.

11. Абсурдные названия или игра слов

Игра — неотъемлемая часть сюрреалистического метода. Например, Рене Магритту нравились имена, не имеющие ничего общего с тем, что изображено на картине. Сальвадор Дали предпочитал что-то изысканное и противоречивое. А Ман Рэй на самой известной сюрреалистической фотографии, играя словами, употребил французскую идиому «Энгрская скрипка» «Энгрская скрипка» (франц violon d’Ingres) — это идиома, означающая любимое занятие, хобби.

Оно возникло благодаря известному французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру, который помимо живописи очень любил играть на скрипке. В произведении Ман Рэя цитируется картина Энгра «Купальщица из Вальпинсона», все они приглашают зрителя мыслить нелинейно, не подчиняться логике. Абсурд и игра дают волю воображению, придают миру неопределенность и открытость.

11-1.jpeg
11-2.jpeg
11-3.jpeg
11-4.jpeg
11-5.jpeg
11-6.jpeg

Оцените статью
Блог о Minecraft