Авторская программа по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями устной речи старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе

Обзоры

Что такое звуковой анализ и синтез?

Анализ – это процесс разделения единого целого на составные части.
Соответственно звуковой анализ – это разделение целого слова на составные части, то есть звуки, из которых оно состоит.

А звуковой синтез – это соединение звуков в слова.

Анализ и синтез лежат в основе процесса чтения и письма.

Когда мы читаем и пишем, мы синтезируем отдельные буквы, создавая таким образом последовательность звуков.

Из всего этого следует, что синтез не может существовать без анализа.

При нарушениях звукового анализа у ребенка он не воспринимает слова с фонетической точки зрения, не способен определить порядок звуков. Ребенок воспринимает только значение произнесенного слова: предмета, действия и т д.

При нарушении синтеза ребенок не может составить из звуков слово, т е не удается выстроить звуки в правильном порядке.

Связь между анализом и синтезом очень тесная. Например, прежде чем написать слово «собака», нужно произвести звуковой анализ слова, а уже в процессе письма происходит синтез, ребенок мысленно объединяет звуковые детали в единое целое.

Порядок разбора слова по звукам

При звуковом разборе слова в первую очередь необходимо ставить ударение, затем делить его на слоги. Затем узнайте, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующий шаг — постепенно анализировать каждый звук. После этого подсчитывается, сколько гласных и сколько согласных в анализируемом слове. Для начала детям лучше давать на разбор простые односложные или двусложные слова, например, свои имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок постепенно научился правильно разбирать простые примеры, стоит усложнять анализируемые примеры слов.

Краткая характеристика согласных

В нашем языке тридцать шесть согласных, но только двадцать один символ представляет их графически. Согласные бывают твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Кроме того, они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже показаны звонкие и глухие звуки, которые можно сочетать, и те, которые нельзя.

звуковой анализ группы слов
Стоит помнить: согласные у`, з`, у` во всех позициях мягкие, а согласные [г], [ц], [ж] всегда твердые. Звуки [ц], [х], з, у` — абсолютно всегда глухие, [м], [н], [л], [р], [д`] — (звуковые) или звонкие.

Мягкие и твердые знаки не издают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый играет роль звукоразделителя (например, аналогичную роль в украинском языке играет апостроф).

Становление операций звукового анализа и синтеза у детей при общем недоразвитии речи

При сохранной артикуляции ребенок не может различать звуки, принадлежащие к разным группам фонем;

неспособность установить наличие и правильный порядок звуков в слове.

Перечислим наиболее важные проявления, характеризующие общее недоразвитие речи.

1. Заменяет у детей некоторые звуки, более легкие по артикуляции. Например, звуки [л] и [р] заменяются звуками [и] и [л]. Есть и такие дети, которые все свистящие и шипящие звуки меняют на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки — [т], [т], [д], [д]. Слово «сапоги» становится «тапочки», «шапка» меняется на слово «тапочка».

2. Детям трудно различать пары или группы звуков. Это замена одного звука еще двумя или тремя звуками. Например, звук [т] вполне может служить заменой трех звуков: [с], [з], [ш] (тирень, тайник, тярик вместо сирени, чайника, шарика).

3. Дети смешивают звуки, т е неравномерно употребляют ряд звуков при произношении разных слов. В одних словах ребенок может правильно употреблять звуки, а в других изменять их на близкие по артикуляции слова. Например, правильно произносимые звуки [л], [р] и [с] в обособленной форме, в словах и словосочетаниях произносятся неправильно: «Плотник строит доску» вместо плотник строгает плиту.

4. Искаженное произношение детьми некоторых звуков. Дети могут неправильно произносить от двух до четырех звуков или иметь грамматически правильную речь, но не слышат разницы между звуками, принадлежащими к разным группам. Выраженное недоразвитие фонематических процессов хорошо маскируется относительно правильным звукопроизношением.

Р. Е. Левина в своих работах говорит, что у детей с общим недоразвитием речи нарушения крайне разнообразны по своим проявлениям. Одни дефициты касаются только ошибок произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в ошибках произношения, но и в нарушениях звукоанализа, чтения и письма.

Многие специалисты, изучающие развитие дошкольников с общим недоразвитием речи, акцентировали свое внимание на формировании у них фонематического анализа и синтеза. Так, например, Г. А. Каше говорил, что готовность детей с общим недоразвитием речи к звуковому анализу лексических единиц ограничена по сравнению с нормально говорящими сверстниками. А чтобы дети могли овладеть грамотой, необходимо учить детей звуковому анализу и синтезу.

Р. И. Лалаева отмечает, что при недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза у детей возникают побуквенное чтение, искажение звукового строя слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), затруднения при чтении перевернутого слога. Например, уточка — «толстая», кукла — «мячик», — «стала», накормлена — «накормила».

За счет чего формируются навыки звукового анализа и синтеза?

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольника происходит за счет развития следующих умений и навыков:

  • Развитие зрительного восприятия символов, предметов и т.д.
  • Умение выполнять поставленные задачи на высоком уровне.
  • По мере выполнения заданий сложность увеличивается.
  • У ребенка развивается фонематическое восприятие (научится различать признаки и порядок звуков).
  • В каждом упражнении отрабатывается определенное количество слов.
  • Ребенок находит новые возможности для обозначения положения звука в слове.
  • Развивает внимание и память в процессе выполнения упражнений.
  • Умение различать согласные и гласные звуки.
  • Умение образовывать односложные слова.
  • Определить количество звуков и слогов в слове.
  • Выделение разных звуков в слове.

Что такое транскрипция в русском языке?

Фонетическая транскрипция – это графическая запись звучания слова. Это то, что мы пишем в квадратных скобках. Используется при фонетическом анализе слова. Есть задания на выполнение полного фонетического или звукобуквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, нужно сразу записать транскрипцию слов.

Развитие звукового анализа и

«Развитие звукового анализа и синтеза использует разные игры»

Проблема подготовки детей с речевыми нарушениями к школе актуальна на сегодняшний день, а в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательно вычленить звук из слова, а затем установить точное местонахождение того или иного звука являются необходимыми предпосылками к обучению чтению и письму.

По мнению В. К. Орфинской, выделение звука из слова возникает у дошкольников спонтанно, а сложные формы звукоанализа необходимо осваивать специально. А.Н. Гвоздев о. И действительно, самостоятельное выделение последнего согласного звука в слове, нескольких гласных одновременно с указанием места данного звука или количества слогов едва ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, комплексной, поэтапной.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы со словом, то есть ребенок овладевает основными навыками звукоанализа (мысленное деление слова на составляющие его звуки), а также синтеза (объединение звуковых элементов в одно целое). И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.

На основе звукового анализа и синтеза дети осваивают чтение слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии: трудности и ошибки связаны прежде всего с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустически близких звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

Главной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к школьному обучению. Занятия грамотой помогают подготовить детей к школе, сделать переход от детского сада к школе более естественным, повысить интерес детей к процессу познания окружающего мира, способствуют развитию более устойчивого внимания, выносливости и умения точно выполнять задание.

Наличие пробелов в развитии фонетики, словарного запаса, грамматического строя и связной речи выступает серьезным препятствием для усвоения программы детского сада, а в дальнейшем и общеобразовательной школы. Это делает актуальной разработку наиболее рациональных способов формирования звукового анализа и синтеза — необходимого шага к овладению грамотой.

У детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности звукопроизношения, фонематического восприятия, выраженная задержка формирования словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, словарного запаса, грамматического строя и связной речи является серьезным препятствием для освоения программы детского сада. Необходимым этапом овладения грамотой является формирование звукослогового анализа.

Осознав актуальность этой проблемы, я начал углубленно работать над темой: «Развитие звукового анализа и синтеза с помощью различных игр».

В процессе коррекционной работы с детьми с различными нарушениями звукопроизношения я пришел к выводу, что развитие звукоанализа и синтеза является важной, неотъемлемой частью всей работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей, наряду с постановкой и автоматизация. Так как без полноценного восприятия фонем, без четкого разграничения между ними невозможно и их правильное произношение.

Проведя речевое обследование детей с нарушением звукопроизношения, я обнаружил у обследованных детей низкий уровень развития звукоанализа и синтеза. Исследование основано на принципах Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохиной, Г.А. Тумаковой и других.

Дети испытывали трудности, когда их просили внимательно слушать, выделять звук с разных позиций в слове. Многим детям было трудно подобрать картинки, придумать слова с заданным звуком. Дети с отклонениями в развитии звукового анализа и синтеза не могут ни четко повторять звуки, ни правильно показывать изображения с тем или иным звуком.

Отмечены случаи частичного нарушения, связанного с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков, но даже небольшие отклонения могут вызывать затруднения в звукоанализе у ребенка.

По результатам опроса я пришел к следующим выводам:

 о взаимосвязи и взаимном влиянии фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза;

 об условиях проявления нарушений звукоанализа и синтеза: в сложных фонематических позициях, в слогах, словах, предложениях, тексте;

 о характере ошибок, которые могут возникать у дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.

В начале работы над этой проблемой я поставил следующие задачи:

 знакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, их сознательным анализом и синтезом;

 развивать умение различать звуки с разных позиций в слове, слышать и выбирать среди других звуков;

 учить детей различать термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

 учить определять количество слогов в слове, хлопать в ладоши и отстукивать ритм слов с разным слоговым строением, выделять ударный слог.

Согласно поставленным задачам, я разработал перспективный план работы по формированию звукового анализа и синтеза.

Эту работу можно разделить на три этапа:

1. Первый шаг посвящен изучению гласных звуков. Можно использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко.

Появление символов совпадает с очертаниями губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при овладении навыками звукоанализа нуждаются в дополнительной слуховой и зрительной поддержке: чрезмерное произношение изучаемого звука на уроке способствует выделению звука в слове; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Обозначения — красные геометрические фигуры: А — большой круг, У — маленький круг, И — горизонтальная полоса, О — вытянутый по вертикали овал, У — нижняя половина круга. На этом этапе дети учатся анализировать и синтезировать звукосочетания из двух, а затем и из трех гласных типа АУ, АУУ, различать начальную гласную в словах.

2. На втором этапе наряду с уточнением произношения наиболее членораздельных простых звуков дети учатся выделять один звук в ряду других звуков, слог с данным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделите первую согласную. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги, такие как гласный + согласный, прямые слоги, такие как согласная + гласный, а затем слова СГС (например: мак).

На этом этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие квадраты твердые согласные, зеленые квадраты мягкие согласные). Эти упражнения развивают навыки чтения прямых и обратных слогов и слов. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять понятия: звук, буква, слог, слово, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие звуки.

3. На последнем этапе дети учатся производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием «живых звуков». Постепенно дети начинают анализировать слова, не полагаясь на преувеличенное произношение. У детей развиваются навыки:

o различать изучаемые звуки;

o знать гласные первого ряда и звук И;

o знать изучаемые согласные звуки и их акустико-артикуляционные свойства (твердость — мягкость, звучность — глухость);

o выделить некоторые изучаемые звуки в составе односложных слов (рак), двусложный (лапа), трехсложный (малина<br> );

o определить положение звука (в начале, в середине, в конце слова);

o определять линейную последовательность звуков в слове;

o определить количество звуков в слове.

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словарного запаса, звукоанализа и синтеза, речевых навыков, которыми должны овладеть дети на данном возрастном этапе. Работа с детскими логопедами направлена ​​на преодоление их речевых и психофизических нарушений посредством индивидуальных и подгрупповых занятий.

Эта работа проводится с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на протяжении всего этапа коррекционного воздействия, так как ведущей деятельностью дошкольника является игра. С. Л. Рубинштейн называл игру практикой развития. Ценность такой деятельности, как игра, заключается в том, что она точно соответствует его (ребенка) возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые приводят к развитию необходимых умений и навыков. Игра развивает речь и мышление.

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это естественное состояние, потребность детского организма, средство общения и совместной деятельности детей. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором наиболее активно протекают все психические процессы. Он раскрывает индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра не только раскрывает индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные черты личности. Наибольший эффект дает игровой метод при умелом сочетании игры и обучения.

Детям четырех-пяти лет свойственно играть звуками, словами — «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, иногда бессмысленные и смешные. Поэтому я начала работу с детьми с выделения отдельных звуков в слове. В то же время именно из гласных, так как их легче различить, их можно пропеть (аааа, ииии. и т д.) или долго рисовать. В период обучения я учу детей четко воспроизводить гласные звуки, угадывать их по безмолвной артикуляции, слышать и различать среди других звуков.

Включены упражнения на запоминание ряда, состоящего из 3-4 гласных звуков. В работе произведения она учила детей подчеркивать интонацию, выделять звуки в слове. Упражнения на узнавание звука в слове, подбор картинок, придумывание слов со звуком проводятся также во время игр с использованием различных дидактических материалов (игры «Кто самый внимательный?», «Добавь пропущенный звук» и др.)

Работа с мотивными изображениями (изображающими различные предметы, игрушки, животных и др.) позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию. При организации игр на развитие звукового анализа и синтеза стараюсь придумывать интересные сюжеты, использовать соревновательные моменты, игры-иллюстрации и создавать игровые ситуации.

Например, пойти в магазин и купить вкусные вещи со звуками «к» и «к» или «с» и «с», сложить их в корзину, пакет. Затем посчитайте, кто набрал больше «продуктов», или предлагаю такую ​​игру: пойдите в лес и назовите животных, птиц со звуками «р» и «р», «л» и «л»; сходить в «Детский мир» за игрушками и так далее

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, я перехожу к определению его места в слове.

Затем мальчики учатся указывать последовательность звуков в слове, выделять их по порядку. Это предотвращает пропуск букв при наборе текста в будущем.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых они «собирают разбросанные» звуки или, наоборот, «разбрасывают» их, сопровождая их действием. Составление форм слов из цветных символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов по заданной форме. На более поздних этапах работы дети отгадывают кроссворды.

Важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах, словах. Дети выполняют творческие задания — задают вопросы героям в классе, друг другу и логопеду. Ошибки, специально допущенные логопедом в ответах на эти вопросы, вызывают у детей особый интерес, они реагируют эмоционально, хотят помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм быстро закрепляются настроенные звуки, речь становится грамматически правильной, а скучные и неинтересные упражнения по словоизменению и звукоанализу превращаются в увлекательное занятие.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональный интерес ребенка.

Сделала развивающие изобразительные игры: «Звуковая улитка», «Звуковой кубик», «Звуковые часы», «Словоцепочка», «Напиши и прочитай слово», «Кто живет в доме?», «Определи первый звук в слове» слово» и другие. Дети играют с большим удовольствием.

Уже после нескольких этапов работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза заметны улучшения в развитии речи детей.

Процесс автоматизации и дифференциации звуков происходит быстрее; значительно ускоряется формирование правильной слоговой структуры слова. Дети легко определяют место данного звука в слове, придумывают слова на данный звук, выделяют первый и последний звук в слове, повторяют ряд слогов, ряд слов; найти слово, которое рифмуется, различать короткие и длинные слова, с радостью тапать или перебрасывать слово по слогам, считать количество звуков, слогов в слове.

Соответственно, после работы над этой проблемой наблюдаются заметные улучшения в развитии навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также: Спутниковые карты высокого разрешения: лучшие приложения и сервисы

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем приступить к разбору слова, важно знать, какими свойствами обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на начальных этапах необходимо давать сведения только о самых простых качествах, всему остальному ребенок научится в старших классах.

Гласные (их шесть: [о], [а], [э], [с], [у], [ог]) ударные/безударные.
Также в русском языке есть буквы, которые в определенном положении могут давать пару звуков — е [йо], ю [йу], и [я], е [йе].

звуковой анализ словесного языка

Если они следуют за согласными, то звучат как один звук и добавляют мягкости предыдущему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и «б» и «б») они звучат как 2 звука.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми используются специальные цветные карточки для лучшего усвоения информации.

анализ слов
звуковой анализ группы слов
С их помощью дети учатся составлять таблицу анализа звука.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синий – твердые согласные, зеленый – мягкие. Для обозначения слогов используются двухцветные карточки в одной цветовой гамме. С их помощью можно научить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также вам понадобится карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая деление слова на слоги. Все эти обозначения, которые помогают научить ребенка делать хороший разбор слова (важную роль в этом играет схема), утверждены официальной школьной программой в России.

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [с]: жираф [жыраф];
  2. Двойные согласные обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся со строчной буквы;
  4. Непроизносимый согласный не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются их глухими парами в слабой позиции: любовник [падрушка], сапожок [сапоги];
  6. Звуки [о], [э] только под ударением.

В каждом детском классе есть лента с буквами и звуками. Желательно, чтобы она была дома. Его легко распечатать или нарисовать самому. Как им пользоваться, подробно описано здесь.

Выпадение букв и звуков значительно облегчает развитие звукобуквенного анализа.

лента с буквами и звуками для инициала

Восприятие ребенком согласных и гласных звуков

Давайте посмотрим, как ребенок воспринимает звуки и какими анализаторами он пользуется?

Гласные звуки Для условного обозначения гласного звука человек прибегает к непосредственному зрительному восприятию.

Поэтому, чтобы ребенок понял, как работает артикуляционный аппарат при произнесении того или иного гласного звука, достаточно сопоставить эти звуки с геометрическими фигурами.

Например, звук «я» может вызывать ассоциации с прямоугольником; во время произношения рот растягивается в разные стороны.

А например полуовальная форма больше подходит для звука «Ы.

Согласные Дошкольникам труднее произносить согласные звуки, возникают проблемы с их различением.

Во-первых, используется не только метод визуальной символики, но и жестовая символика, имеющая связь со звуком.

Во-вторых, звуки изображены на изображении в соответствии с традиционной цветовой палитрой: твердые согласные — синим цветом, мягкие — зеленым.

Таким образом, ребенок лучше запоминает звуки.

После того, как ребенок начнет понимать и различать гласные и согласные звуки, можно использовать карточки с изображениями предметов и звуков в виде цветных фигурок, символизирующих слово.

Например, на картинке изображен мак, значит под ним будет примерно такая структура: синяя цифра «М» — красная цифра (овал) «А» — синяя цифра «К”.

Если выполнять такие упражнения с символами, то:

  • Совершенствуются процессы образования фонем.
  • Грамматические навыки улучшаются.
  • Будет проводиться профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста.
Оцените статью
Блог о Minecraft